Бензин, дизель, гибрид или электродвигатель?
Содержание статьи
Какую машину купить: с бензиновым или дизельным двигателем, гибридную из Японии или Кореи или вовсе присмотреться к электромобилям? Очень актуальный вопрос для жителей РФ, которые в последний год испытывают дефицит предложений на внутренних рынках.
Если взглянуть на ситуацию в реальности, какой выбор остаётся российским покупателям? В чём достоинства и недостатки бензиновых и дизельных двигателей? Разумно ли приобретать электрокар для эксплуатации в российских условиях? Почему гибридные японские машины так популярны?
Ответы на эти и многие другие вопросы в материале статьи.
Электромобили
Уже в 2023-ем году в РФ анонсирован выпуск и поступление в продажу электромобиля «Москвич». Он будет иметь соответствующий шильдик «Москвич 3е». «3е» говорит именно о наличии тяговых электродвигателей в системе силового привода. Стоимость новинки будет начинаться от 3 500 млн рублей.
Присмотримся повнимательнее к предложению российского автопрома:
- запас хода – 410 км на полной зарядке;
- время зарядки силового аккумулятора – с 30% до 80% не более 50 минут;
- заявленная мощность тягового привода – 193 л.с.;
- крутящий момент на выходном валу ДВС – 340 Н×м.
И это, не считая остальных преимуществ «Электрического Москвича»: экологичности, экономичности, бесшумности, практичности. Электрический кроссовер привлекательного дизайна обязательно привлечёт внимание потенциальных покупателей сразу после начала продаж.
А теперь давайте посмотрим на ситуацию прагматично и критически. К примеру, вы проживаете в обычном городе с населением до 1 млн человек.
Возникает ряд вопросов:
- как заряжать машину, если нет гаража и зарядного устройства?
- где хотя бы одна «электрозаправка»?
- какая СТО или дилерский центр будет ремонтировать электропривод?
- где купить расходные материалы и комплектующие для ТО?
- что делать, если нужно ехать на дальнее расстояние.
Эти вопросы относятся не только к будущему электромобилю марки «Москвич», но и к любой машине с приставкой «3е» на шильдике. Представьте, что вы хотите приобрести электромобиль из России, Европы, Америки, Японии или Кореи и спроецируйте эти вопросы на свой город, в котором вы живёте.
Бесспорно, электромобили – это транспорт будущего. Это видно по электротроллейбусам, уже вставшим на маршрут во многих городах РФ. Но как быть с личным электротранспортом? При всех преимуществах электрокары пока не готовы к серийному выходу на дороги России. И это невозможно опровергнуть.
Машины с дизельными двигателями
По статистике дизельные двигатели составляют от 30 до 35% общего числа моторов, установленных на автомобилях, эксплуатирующихся в РФ. О преимуществах ДВС дизельного типа рассказывать излишне: это и низкий расход топлива, и прекрасные тяговые характеристики, и удельная мощность, превосходящая бензиновые аналоги. Автомобили с дизелями уверенно и динамично развивают тягу даже с низких оборотов, в то время, как максимальный КПД бензиновых моторов начинает проявляться после 3500 об/мин.
В союзном государстве – Белоруссии – дизельные двигатели являются номером 1. Неспроста многие автолюбители стараются пригонять б/у автомобили с дизельными ДВС именно из соседнего государства.
Почему в Республике так ценят данный тип моторов?
- они обладают высоким моторесурсом;
- они не требуют высококачественного топлива;
- они обладают высокой ремонтопригодностью.
Дизель обладает прекрасной тягой на «низах». Обычный седан без проблем тянет за собой прицеп с грузом 1,5-2 тонны даже при езде в гору. Ему достаточно 2000-3000 об/мин для уверенной реализации мощности. Многие бензиновые ДВС при такой нагрузке попросту заглохнут.
При всех достоинствах у дизельных ДВС есть и недостатки:
- стоимость качественного дизельного топлива выше, чем бензина;
- за топливной аппаратурой, ТНВД и форсунками нужно регулярно следить;
- дизельный двигатель чувствителен к перепаду температур;
- если мотор турбированный, будьте готовы к дорогостоящему ремонту в случае поломки.
Дизельный ДВС в случае выхода из строя турбокомпрессора утрачивает свою работоспособность. Вы сможете дотянуть несколько десятков километров до ближайшего автосервиса на минимальной скорости, но не более того.
Отдельно стоит отметить, что запчасти к дизельным моторам стоят недёшево, а порой их нужно ожидать около месяца.
Гибридные автомобили
На сегодняшний день около 75 % гибридных машин, эксплуатирующихся в России, это иномарки из Японии или Кореи. Оставшаяся доля приходится на автомобили из Европы и Америки. Шильдик с надписью «Hybrid» можно встретить в городском потоке довольно часто.
Покупатели выбирают гибридные автомобили за:
- Низкий расход топлива. Это самый высокий фактор;
- доступную цену;
- высокую надёжность;
- ремонтопригодность.
Если 10-15 лет назад отремонтировать «гибрид» можно было только в столице, то сегодня многие дилерские центры и автосервисы с лёгкостью закажут и поменять электродвигатель, тяговую аккумуляторную батарею, «перепрошьют» систему управления электромоторами. Вопреки расхожему мнению, что запчасти на гибридные легковые авто стоят баснословные деньги, это далеко не так. Даже для таких брендов, как Toyota, Nissan, Honda, Mazda предлагаются не только оригинальные запчасти из Японии и Кореи, но и узлы и агрегаты из Европы. При желании отремонтировать тяговый привод «гибрида» можно в течение недели независимо от тяжести неисправности.
Гибрид – это лучший выбор, если:
- вам нужна практичная машина для езды по городу;
- вы хотите сэкономить на расходах на бензин;
- вам хочется выделиться среди друзей-автовладельцев.
Средний расход бензина стандартного седана гибридного типа массой 1,0-1,5 т в городском цикле не превышает 3,8-4,0 л, для минивэнов и SUV этот показатель чуть выше: 5,0-5,5 л. В любом случае, экономия в 2-2,5 раза налицо.
Бензиновые двигатели
Бензиновые двигатели замыкают неофициальный рейтинг популярности. Это не удивительно, первые моторы «на бензине» появились больше двух веков назад и до сих пор являются самыми распространёнными. Современные бензиновые двигатели изучены «до винтика», их ремонтируют не только в любом автосервисе, но и в любом гараже. При желании, почитав техническую литературу, устранить лёгкую неисправность двигателя можно и самостоятельно.
Бензиновые ДВС обладают бесспорными преимуществами:
- самой высокой надёжностью;
- самой высокой мощностью;
- самой высокой ремонтопригодностью.
Двигатели просты в обслуживании и неприхотливы в ремонте. Даже современные «Жигули» при регулярной эксплуатации на качественном полусинтетическом масле, периодической смене бензинового, масляного и топливного фильтров способны проехать без капитального ремонта мотора 300 000-500 000 км. Эволюция налицо. Раньше этот показатель был в 4-5 раз меньше.
Бензиновые моторы на протяжении всего своего существования сопряжены с эволюцией технического прогресса. Высокие технологии, применяемые при создании бензиновых двигателей, реализуют в королевских гонках «Формулы 1», в энергетической отрасли, авиастроении.
Недостатков у бензиновых ДВС меньше, чем у дизельных. Но всё-таки они есть:
- КПД моторов меньше, это вызвано спецификой процесса сгорания топлива;
- бензиновые моторы чувствительны к качеству топлива;
- даже кратковременная перегрузка двигателя может спровоцировать его серьёзную поломку.
Особого внимания при эксплуатации бензиновых двигателей требует механизм ГРМ. Упущенные зазоры в клапанном механизме, растянутая цепь привода, заклинивший подшипник скольжения распредвала в 90% случаев приводят к дорогостоящему ремонту.