Вариатор, робот или автомат на авто: что лучше и надёжнее
Содержание статьи
- Введение
- Гидромеханическая КПП
- Вариатор
- Роботизированные коробки передач
- Выводы: 5 плюсов АКПП, «робота» и вариатора
Введение
Какую коробку передач выбрать при покупке автомобиля: «механику» или «автомат», «робот» или «вариатор»? Этим вопросом задаётся едва ли не каждый второй покупатель. Причём выбор встаёт как при покупке нового автомобиля, так и машины с пробегом. В открытом доступе предостаточно материалов и статей, посвящённых данному вопросу. Часть из них является действительно полезной информацией, но основной объём – это полностью бесполезный для автолюбителя контент.
Попробуем разобраться.
Гидромеханическая КПП
Гидромеханические коробки передач также известны как «обычные автоматы». Они позволяют комфортно передвигаться в городском потоке, практически не работая ни руками, ни ногами. Рабочей жидкостью является трансмиссионное масло, которое приводит во вращение насосные колёса гидромуфт и гидротрансформаторов. Направленный поток масла под давлением 2-3 атм создаётся главным циркуляционным насосом.
Масло, передавая энергию потока, заставляет вращаться турбинное колесо. Оно жёстко соединено с выходным валом АКПП. Выходной вал «автомата», принимая энергию от турбинного колеса, передаёт вращающий момент на колёса автомобиля.
Автоматическая КПП считается надёжным агрегатом. Если водитель соблюдает все межсервисные интервалы, вовремя меняет трансмиссионное масло и фильтры, сальники и уплотнения, автомат способен отработать 300-400 тыс км пробега без ремонта.
Его преимущества:
- удобство управления;
- невысокая стоимость расходных материалов;
- бесшумность;
- способность выдерживать повышенные нагрузки.
Большинство автосервисов и ремонтных мастерских имеют достаточный опыт по ремонту АКПП любых автомобилей. Бригада специалистов способна разобрать, отремонтировать, собрать и обкатать «автомат» в течение одной рабочей смены.
Наиболее распространённые неисправности: износ шестерен, заклинивание подшипников, сбой в работе электронных блоков управления, усталостные трещины в картере.
Чтобы ответить на вопрос: «Что лучше: вариатор или автомат?», нужно понять принципиальную разницу между ними.
Вариатор
Современные велосипеды имеют две звёздочки, соединённые цепью. На некоторых моделях на задней оси может находиться до 8-10 звёздочек. Переключился на большую – можно ехать в гору с минимальными затратами сил и высокой «тягой». Скорость невысокая, но это плата за вращающий момент. При езде по асфальтовой дороге велосипедисты устанавливают цепь на маленькую звёздочку. Скорость максимальная, а величина вращающего момента минимальная. Это знают практически все. Если бы на велосипеде вместо цепи стояли ремни, то это был бы уже «велосипедный вариатор». Именно так и работает вариаторная КПП на автомобиле.
В корпусе агрегата размещаются два шкива: один постоянного диаметра, другой переменного. Диаметр переменного шкива меняется по команде электронного блока управления в зависимости от условий движения. Автомобиль едет в гору – включается самый большой шкив, сила тяги увеличивается. Машина едет по ровной дороге или по спуску – в работу включается самый маленький шкив.
Роль связующего «ремня» выполняют или многозвеньевые цепи, или шихтованые металлические пластины. Плавный переход с одного диаметра шкива на другой обеспечивает настолько плавное переключение передач, что оно не ощущается вовсе.
Преимущества вариатора перед коробкой-автоматом:
- плавность трогания;
- чёткость и быстрота переключения передач;
- минимальные потери энергии;
- высокие межсервисные интервалы.
Есть и недостатки: вариатор требует точнейшей настойки электронного блока управления, стоят такие агрегаты дороже АКПП, они категорически не любят пробуксовок.
Роботизированные коробки передач
В чём принципиальное отличие КПП робота от автомата и вариатора? Представьте, что ножной привод сцепления заменён электрическим. Нажатие и отжатие педали выполняется по команде электронного блока управления. Это и есть простейшая роботизированная коробка передач. Инженеры долго трудились над тем, чтобы настроить блоки управления и обеспечить надёжность электропривода. В результате получилась автоматизированная механическая КПП, которую в народе быстро прозвали «роботом».
Главное достоинство коробок-роботов – высокая экономичность и минимальные потери энергии. Именно для этого они и проектировались. КПД современных роботов может достигать 90 % и более, что существенно выше показателей вариаторов и АКПП.
Электронный блок управления, в отличие от водителя, никогда не устаёт и всегда чётко управляет сцеплением: быстро включает, быстро отключает. Автомобили с «роботами» расходуют гораздо меньше топлива даже в сравнении с обычной механической КПП. А ещё они дешевле, надёжнее, быстрее. Скорость переключения передач в 2-3 раза выше в сравнении с «ножным» управлением сцеплением.
Без недостатков тоже не обходится:
- при интенсивном разгоне могут наблюдаться «клевки»;
- «роботы» не любят смены стиля вождения, они созданы для плавной и спокойной езды;
- пробуксовки губительны для сцепления с электрическим приводом.
Но главная особенность роботизированных коробок заключается в том, что они допускают откат автомобиля на уклоне.
Выводы: 5 плюсов АКПП, «робота» и вариатора
Кратко подведём итоги в споре о том, какой агрегат лучше.
АКПП
- доведённая практически до совершенства конструкция;
- отсутствие необходимости адаптации под стиль вождения;
- длительный срок службы;
- надёжность;
- невысокая стоимость.
Вариатор
- плавное переключение передач;
- большой ресурс;
- двигатель всегда находится на оптимальных оборотах;
- минимальные потери энергии;
- невысокая стоимость ТО.
Роботизированная КПП
- быстрое переключение передач;
- минимальный объём заливаемого масла;
- невысокая стоимость ремонта;
- большой ресурс сцепления;
- надёжность.
Что выбрать: робот, АКПП или вариатор? Внимательно изучите преимущества и недостатки. В материале статьи не упомянут ещё один тип коробок, самый надёжный и простой – механический. По сути, и вариаторы, и АКПП, и роботизированные коробки – это «гибриды» механической КПП, различающиеся скоростью работы и типом системы управления. Любите спокойную езду – покупайте автомобили с «роботами». Часто меняете стиль вождения и практикуете «гоночную езду» - Вам подойдёт АКПП или вариатор.